В период с 25 марта по 1 апреля в селе Оленёк работали сотрудники Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН кандидаты исторических наук Виктор Михайлович Дьяконов и Виктория Вкиторовна Филиппова.
Темой их исследования является документирование священных (сакральных) мест Оленёкского района.
В ходе работы Викторией Филипповой опрошены старожилы, оленеводы, охотники и жители района, в результате которого выявленные священные, почитаемые и запретные места, а также старые поселения 1939 и 1959 годов зафиксированы на карте района.
Археологом В Дьяконовым уточнены местоположения археологических памятников (святилищ, писаниц, наскальных изображений, жертвенников, стоянок, захоронений). Атрибутированы коллекции предметов из жертвенника Куойка, собранных в 1988–1989 годах экспедицией под руководством Никиты Деевича Архипова. Проведено фотографирование и описание артефактов, хранящихся в Оленёкском историко-этнографическом музее народов Севера.
Кроме того, в ходе кропотливой работы расширен имеющийся Реестр объектов историко-культурного наследия Оленёкского района. Однако, как признались сотрудники СО РАН, невозможно охватить все объекты полевым исследованием в короткий срок. Большинство объектов находятся в труднодоступных местах, находящихся в несколько сот километрах от поселений.
— Эта работа необходима и важна, чтобы защитить родовые места, памятники природы и историко-культурного наследия народов Севера в условиях интенсивного промышленного освоения. Выражаем благодарность за помощь коллективу музея: Н.В. Бенчик, П.Т. Саввинову и С.П. Павловой, руководителю Дирекции территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера В.А. Егорову — поясняют ученые и, пользуясь случаем, обращаются к жителям района по оказанию содействия в сборе первичной информации по священным и почитаемым объектам для постановки их в учёт и дальнейшей охраны.
— Мы надеемся, что общими усилиями поставим на охрану и сохраним их для будущих поколений священные и почитаемые места Оленёкского района, богатого своими традициями и историей, — призывают кандидаты наук
Для того, чтобы связаться с Институтом необходимо следовать инструкции, которую перед обратным вылетом оставили научные сотрудники.
Уважаемые жители Оленекского района!
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН проводит исследования по документированию сакральных (священных, почитаемых и запретных) мест коренных малочисленных народов Севера на территории Оленёкского района.
Такими объектами могут быть:
— археологические объекты (стоянки древних людей, писаницы, святилища);
— захоронения (старые кладбища и арангасы);
— запретные места (места, закрытые для посещения – старые ареалы распространения болезней, каких-то событий и др.);
— родовые места (обязательно указать ФИО);
— места поклонения предкам;
— места обязательные для остановок во время путешествия, кочевок, езды;
— места, связанные с легендами, фольклором, событиями в истории Оленекского района.
Эта работа необходима и важна, чтобы защитить родовые места, памятники природы и историко-культурного наследия народов Севера в условиях промышленного освоения.
Просим всех жителей района принять активное участие в проекте. Для этого нужно сфотографировать и указать местоположение сакральных мест. Инструкция по документированию объектов прилагается.
Собранную информацию просим предоставить руководителю организации муниципальное автономное учреждение «Дирекция территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера», Василию Анатольевичу Егорову. Тел. 8-924-179-96-27 с. Оленек, ул. Октябрьская, д. 24. E-mail: ttp.kmns-olenek2022@yandex.ru
Надеемся на плодотворное сотрудничество во благо устойчивого развития вашего района!
Инструкция для населения по фиксации на месте сакральных и достопримечательных мест
Для первичного учета объектов культурного наследия, сакральных и достопримечательных мест требуется ряд процедур с целью получения первичной информации и документации:
1) Нужно записать название объекта и легенду к нему, где будет расписано, что это за место, чем оно примечательно, известно, почему оно считается сакральным, священным, запретным, достопримечательным и т.д.
- Название объекта, местности —
- Фото местности – нужно указать с какой стороны сделано фото. При описании указать направление: откуда и куда – например, с юга на север, с северо-запада на юго-восток.
Фотографическое изображение (общий вид) объекта культурного наследия
Рис. 1. Снимок сделан с восточной стороны.
- Время создания (возникновения) объекта/местности и (или) дата связанного с ним исторического события – можно указать примерно (17 век, 19 век, 1920-е гг. и т.п.).
- Местонахождение – возле какой реки (речки) – устье, исток, приток и т.п.
- Кратко описать с какой легендой или событием связана данная местность.
Пример легенды.
В памяти якутского народа сохранилось множество преданий и мифов, события которых в какой-то мере запечатлены в топонимике долины Туймаада, включающей луга и пашни. По преданиям, внук Эллэй Боотура Марджай возглавил свой род, и у него было 4 сыновей и 4 дочерей. Сыновья Марджая выросли и разъехались в разные улусы и обосновали там свои роды: старший сын в Усть-Алданском улусе, второй сын в Мегино-Кангаласском улусе, третий — в Чурапчинском, младший – в Намском. Двух первых дочерей Марджай выдал замуж за людей, которые переплыли через реку Лена в ее южной и северной стороне от стойбища Марджая, и выделил им земли там, где они переплыли. Третью дочь выдал замуж за жителя Кедегеня и выделил землю справа от себя на горе. Четвертую – местному жителю и выделил плодородную землю Мыытаах (современное село Капитоновка). В этих преданиях отражается процесс заселения якутами территории центральной Якутии в XIV-XVI вв. из районов долины Туймаада, где первоначально образовался народ саха (якуты).
Марджай в качестве шамана Айыы защищал свой род от всех напастей. Когда стала распространяться пожирающая людей болезнь оспы (хронологически не ранее XVII в.), он сумел убедить людей своего рода подняться на гору и расселиться по аласам Кедегеня, подальше от беды. Сам, превратившись в быка, стал бодаться на смерть с быком оспы. Таким образом, он, победив оспяной бык, спас от гибели свой род, род саха. Здесь же родился А.Я. Уваровский – первый писатель на якутском языке (1848 г.). И позднее, когда надвигалась беда, эпидемии, люди его рода поднимались на гору и скрывались в аласах Кедегеня, спасая свою жизнь. В 19 в. на земли Марджай были сосланы скопцы, которые распахали эти земли. В 1963 г. аласы Кедегеня были отведены под расположение воинской части. До 1995 г. луг входил в состав земель совхоза «Якутский». Ныне луг используется под пастбище. |
2) Необходимы фотографии местности или памятника с размерной масштабной рейкой, снятые с разных сторон с указанием направления съемки (нужно либо нарисовать схему, откуда и в каком направлении были сняты фотографии, либо назвать файлы фотографий, например, так: «С севера на юг», «С запада на восток», «С юга на север», «С востока на запад», либо «С северо-запада на юго-восток» и так далее, в зависимости от реального направления съемки. Желательно не менее 4 фотографий, снятых с разных сторон. Можно снять также детали объекта. Направление съемки также указать. Размерную рейку можно изготовить самостоятельно из бруска, дощечки или чего-то подобного, где нанести читаемые деления масштаба.
Рис. 2. Пример фотографии местности с масштабной нивелирной рейкой.
Рис. 3. Пример фотографии надмогильного сооружения с масштабной нивелирной рейкой.
Рис. 4. Пример самодельной масштабной рейки с делениями по 10 см.
3) Необходимы точные географические координаты, которые можно получить с помощью GPS-навигатора или же с помощью программ, установленных на телефон, с функцией записи маршрутных точек с координатами. Точку надо зафиксировать в середине площадного объекта, либо, если это отдельный небольшой объект, то непосредственно возле него. Можно попытаться замкнуть объект полигоном точек (поворотных углов), внутри которого окажется он полностью. В этом случае желательна таблица координат поворотных точек.
Рис. 5. Пример топографического плана достопримечательного места «Уураахы Ысыах сирэ».
Рис. 6. Пример простой схемы местности с обозначением точек поворотных углов замкнутого полигона, внутри которого находится объект.
Каталог координат поворотных точек (углов) границ территорий объекта в системе координат WGS-84
Наименование (номер) поворотной точки | Координаты поворотных точек во Всемирной геодезической системе координат (WGS-84) | |
северной широты | восточной долготы | |
1 | 63°45’19,57″ | 121°44’51,10″ |
2 | 63°45’10,69″ | 121°45’08,54″ |
3 | 63°45’08,31″ | 121°44’44,49″ |
4 | 63°45’14,15″ | 121°44’37,69″ |
5 | 63°45’18,25″ | 121°44’44,11″ |
Табл. 1. Пример таблицы координат объекта