Александр Варламов: Инициативы в среде эвенков Якутии – это важнейший потенциал развития

Эвенки Якутии перед большим Сугланом народов Севера подводят итоги деятельности своей Ассоциации. Мы берем интервью у Бэгина эвенков Якутии, доктора филологических наук, сотрудника ИГИиПМНС СО РАН, Александра Варламова.

– Александр Николаевич, когда была создана Ассоциация эвенков Республики Саха (Якутия) и с какого года вы возглавляете ее?

– Наша Ассоциация – одна из первых общественных организаций коренных малочисленных народов Севера России – создана 15 марта 1999 года. Сейчас в 10 районах активно работают районные ассоциации эвенков. Меня избрали Бэгином на VII съезде в Иенгре в 2019 году.

– Что вы оцените в первую очередь из работы возглавляемой вами Ассоциации?

— Прежде всего, следует отметить, что на протяжении последних лет сохраняется положительная тенденция роста внимания эвенкийской общественности к культуре народа – очень радует, что этническое сообщество высоко ценит основополагающие культурные традиции, стараясь сохранить и приумножить наследие предков в эпоху глобализации. Это отчетливо заметно по возросшему вниманию к родному языку, растущему мастерству и этнографической точности творческих коллективов в отдаленных наслегах, инициативам по защите законных прав населения в местах компактного проживания эвенков, преданности эвенков важнейшим этнообразующим хозяйственным традициям – оленеводству и охоте. В каждом районе и наслеге, носящем гордое имя «Эвенкийский национальный», живут наши сородичи, благодаря труду и вкладу которых наш народ живет и с надеждой смотрит в будущее.

Самосознание народа во многом связано с его традициями. Здесь большую роль сыграли национальные праздники Икэнипкэ, Бакалдын, Синилгэн, Һуктывун. День оленевода, Һуктывун – любимый праздник эвенков, ведущих традиционный образ жизни. В дни этого события эвенкийские села буквально оживают – из тайги приезжают оленеводы, оповещая односельчан звоном многочисленных киӈилэнов. Недаром вы назвали оленеводство этнообразующим видом хозяйствования – в далеких стойбищах передаются уникальные знания, навыки, традиции, сохраняется родной язык. А какой еще праздник, на ваш взгляд, способствует росту этнического самосознания?

– Праздник Бакалдын, воспитавший не одно поколение эвенков в любви и уважении к родной культуре, шагнул за пределы Якутии. Именно Бакалдын с его обрядовым содержанием во многом стал примером для сородичей из разных районов республики и соседних регионов. Считаем важным, что праздник Бакалдын по праву приобрел статус республиканского, заметно возросли его масштаб и уровень.

Отмечу, что с каждым годом становится сложнее поддерживать его высокий статус силами общественников, без бюджетных средств. Считаем, что эвенки, являясь третьим по численности этносом Якутии, по праву заслужили поддержку государства в организации уникального народного праздника.

После ковидных ограничений Бакалдын-2022 стал самым массовым по числу участников и представительству районов проживания эвенков Якутии. Впервые по инициативе эвенков Оленёкского района был возведен и передан в дар эвенкам Якутии праздничный комплекс, благодаря чему эвенкийский «Бакалдын», спустя более 30 лет, вновь становится творческим локомотивом роста идеи сохранения и приумножения культурных традиций этноса. С благодарностью помним инициативу Александра Степановича Иванова, благодарим главу Оленёкского национального эвенкийского района Лену Степановну Иванову, дружный коллектив администрации района и всех наших сородичей-оленёкцев за бесценный вклад. С большим удовлетворением отметим Оленёкский эвенкийский национальный район как пример удачного взаимодействия органов местного управления и общественности в решении широкого спектра социально-экономических вопросов, сохранении ландшафта и исторического права коренного населения территории, традиционного хозяйства и культурных традиций этноса. Необходимо, чтобы подобный опыт эффективного взаимодействия органов власти и общественности получил широкое распространение во всех эвенкийских районах и наслегах.

В 2023 году эстафету у оленёкцев по проведению Бакалдына переняли жиганские эвенки. Жиганский район является основателем многих передовых инициатив – конкурсов и мероприятий, получивших статус республиканских. Бакалдын 2023 г. стал масштабным, содержательным, традиционным, отличившись прекрасной организацией. Мы благодарны главе района Василию Николаевичу Сорокину и всем нашим сородичам Жиганского района, подарившим нам замечательный праздник. Многие культурные традиции эвенков приобретают новые формы в настоящее время. Основой для этого является взаимодействие науки и общества.

Прекрасной иллюстрацией этого процесса является праздник Сиӈилгэн, который с момента своего воссоздания в 1996 стал неотъемлемой частью календарных событий эвенков. Праздник, основанный на традиции охотничьего коллективного обряда Сиӈкэлэвун, шагнул далеко за пределы Якутии, знакомя широкий круг участников с охотничьей культурой эвенков. В этом году праздник посетили гости из Египта, Монголии, Китая, Республики Конго, Казахстана, Таджикистана – студенты-магистранты СВФУ, но более важно, что активными участниками праздника становятся дети – ученики эвенкийских классов школ № 26 и № 38 г. Якутска. Выражаем благодарность руководителям и коллективам названных образовательных учреждений, педагогам родного языка и родителям учащихся. Именно во взаимодействии образовательного учреждения, семьи и общества заключается потенциал культурного развития нового поколения.

– Какое из мероприятий, в которых эвенки Якутии приняли участие, вы отметите особенно?

– Важным, ярким и запоминающимся событием для всех эвенков, несомненно, стало участие в Большом Суглане эвенков России, состоявшемся на берегах священного Ламу-Байкала 29 июля – 1 августа 2022 года.

Благодаря слаженной работе Правления Ассоциации эвенков, личному вкладу руководителей муниципальных образований эвенкийских районов и наслегов, эвенкийских общественных организаций разных районов Республики, грантовой поддержке Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия), Министерства по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия), финансовой поддержке спонсоров, эвенки Якутии были представлены на Суглане самой большой по численности делегацией – более 100 участников из разных районов Республики. С удовлетворением отметим, что эвенки Якутии достойно представили народ и регион во всех мероприятиях программы большого форума, став его активными участниками и организаторами.

– Отвечая на первый вопрос, вы отметили возросшее внимание к родному языку. Расскажите об этом более подробно.

– Общественная инициатива эвенков Республики стала импульсом для изучения родного языка. Радует, что наш народ использует возможности современных технологий. В этом большая заслуга эвенкийской общественности и, прежде всего, молодежи.

Проекты Ayana, курсы дистанционного изучения родного языка, языковые эксперименты в образовательных учреждениях дают надежду на то, что язык номадов тайги продолжит свою жизнь в XXI веке. В этом процессе чрезвычайно важна преемственность поколений, передача ценностей этнической культуры и этнического самосознания молодому поколению нашего народа. Мы не можем пока говорить о массовости этого процесса, но новаторские примеры общественной инициативы позволяют надеяться на рост в перспективе.

К примерам удачного новаторства относятся: обучение детей-эвенков в эвенкийском классе СОШ № 26 г. Якутска; детский Икэнипкэ, организованный молодежным активом Ассоциации эвенков; опыт сотрудничества педагогов и учащихся Жилиндинской СОШ и мн. другие инициативы эвенков в разных районах республики. Нам необходимо объединить подобные инициативы в системную деятельность, прежде всего, охватывающую дошкольное, школьное образование и качественную подготовку педагогических кадров.

– Также вы отметили мастерство и этнографическую точность творческих коллективов. Какие коллективы вы могли бы отметить?

– Отметим растущий уровень творческих коллективов, достойно представляющих культурные традиции эвенков на сценических площадках различного уровня. В рамках масштабных мероприятий в Якутске, Москве и других городах мы имели прекрасную возможность оценить своеобразие локальных эвенкийских традиций в творчестве коллективов: «Долбор» и «Орончикан» (Оленёкский район), «Юктэ» (Нерюнгринский район), «Чэчэбиль» (Усть-Майский район), «Биракан» и «Эннэкэн» (Алданский район), «Гиркилэн» (г. Якутск). Заслуживает высокой оценки творческий подход коллектива «Хэглэн» из г. Якутска, представляющего живое звучание эвенкийского нимӈакана.

Не менее высокой оценки заслуживает индивидуальное музыкальное творчество эвенкийской молодежи, благодаря которой этнические музыкальные традиции обретают актуальность в народной среде и за ее пределами. Выражаем пожелание, чтобы творческий репертуар талантливых исполнителей Айала Софронова, Ивана Александрова, Александра Маркова, Саргыланы Карповой, Павла Андреева, Айала Винокурова, Кюндумэна Андросова и многих других молодых эвенков пополнялся песнями на родном языке.

Оценивая положительно, отметим, что коллективы и исполнители целенаправленно и интуитивно совершенствуются, уделяя внимание соответствию этнографии, этнической хореографии, музыкальным традициям нашего народа. Этот подход позволит в будущем достичь совершенно нового уровня народного творчества эвенкийского народа – соответственно выбранной нами общей стратегии «сочетание традиций и новаций».

– У нас на портале много просмотров набрала ваша статья «Проблема исторического права на культурные традиции», в которой вы, как ученый, представили исходный генезис традиций эвенкийской (тунгусской) одежды и процесс заимствования, т.е. проникновения эвенкийских элементов в культурный комплекс саха. В этой связи, ответьте, пожалуйста, на вопрос: как можно бороться со случаями и тенденцией роста подмены научных фактов?

– К сожалению, современная наука по контролю за качеством исследований и соблюдением научной этики намного уступает науке эпохи СССР, что предоставляет почву для откровенно слабых научных изысканий, тиражировании ошибочных гипотез и, как вы правильно заметили, возникновения случаев подмены научных фактов. Уверен, что такое состояние науки не может сохраняться долго и в скором времени ситуация обязательно изменится в лучшую сторону. На мой взгляд, прежде всего, нужно привлекать в науку талантливую молодежь, передавать ей свой опыт и мотивировать к научным изысканиям, направленным на исследование культурных традиций этноса на высоком уровне, строго в рамках научной этики.

Кроме этого, специалистам научной сферы необходимо постоянное взаимодействие с обществом. Одной из важных тенденций стал рост коллективного внимания эвенков к богатейшему наследию прикладного творчества, а именно, к необходимости сохранения преемственности, авторской защите эвенкийских традиций одежды, орнамента, шитья и декора. Уверены, что создание творческой лаборатории «Сирэктэ» в 2022 г. стало отправной точкой для нового этапа развития прикладного творчества эвенков. Желаем Михаилу Андрееву и коллективу единомышленников успешной реализации планов.

За выдающиеся достижения в прошедшем году заслуживают высокой оценки мастера общественной организации «Аборигенка», возглавляемой Ией Кимовной Герес. В этом году Союз народных мастеров КМНС Якутии возглавила Анастасия Куличкина, которая является специалистом Национального центра народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх».

С благодарностью отметим значительный вклад Анастасии Еремеевны Куличкиной, Марии Петровны Дьяконовой в общественной жизни эвенков Якутии. Нужно понимать, что будущее прикладного творчества эвенков видится не только в рамках презентаций на выставочных экспозициях самого высокого уровня, но и обязательно в производстве, способном коммерциализировать исторические традиции с целью повышения благосостояния эвенкийской семьи и в целом – народа.

Впереди много сложных задач, которые предстоит решить сообща. Положительная тенденция роста общественной инициативы в среде эвенков Якутии – это важнейший потенциал развития, движущая сила сохранения и преумножения культурных традиций нашего древнего народа.

– Спасибо вам за ваши подробные ответы.

– Аят бидекэллу эвэнкил. Амтыл итылватын одёдяна гороло нулгигэт!

 

Беседовал Андрей ИСАКОВ