Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.
Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения изложены в ст. 13 федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:
- Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательство Российской Федерации.
- Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
- Физическое лицо, в отношении которого настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции установлена дисциплинарная ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, освобождается от указанной ответственности в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Соблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также исполнение таких обязанностей должно быть обеспечено физическим лицом не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению таких ограничений, запретов и требований, а также исполнению таких обязанностей, если иное не установлено федеральными законами.
- Для целей настоящего Федерального закона не зависящими от физического лица обстоятельствами признаются находящиеся вне контроля затронутого ими физического лица чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, которых при данных условиях нельзя было ожидать или избежать либо которые нельзя было преодолеть, которые исключают возможность соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции. К таким обстоятельствам, в частности, относятся стихийные бедствия (в том числе землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые государственными органами (в том числе государственными органами иностранных государств) и органами местного самоуправления. Не зависящими от физического лица обстоятельствами не могут быть признаны регулярно повторяющиеся и прогнозируемые события и явления, а также обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий физического лица, ссылающегося на наличие этих обстоятельств.
- Условием признания не зависящих от физического лица обстоятельств основанием для освобождения этого лица от дисциплинарной ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, является установленная комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (иным коллегиальным органом, осуществляющим функции указанной комиссии) причинно-следственная связь между возникновением этих обстоятельств и невозможностью соблюдения таких ограничений, запретов и требований, а также исполнения таких обязанностей.
- Физическое лицо, указанное в части 3 настоящей статьи, в течение трех рабочих дней со дня, когда ему стало известно о возникновении не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнению обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, обязано подать в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (иной коллегиальный орган, осуществляющий функции указанной комиссии) уведомление об этом в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа с приложением документов, иных материалов и (или) информации (при наличии), подтверждающих факт наступления не зависящих от него обстоятельств. В случае, если указанные обстоятельства препятствуют подаче уведомления об этом в установленный срок, такое уведомление должно быть подано не позднее 10 рабочих дней со дня прекращения указанных обстоятельств.
Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные противодействия:
- В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
- Положения настоящей статьи распространяются на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Порядок уведомления о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений в Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации утвержден приказом Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 23.11.2018 года № 143.
- Настоящий Порядок определяет процедуру уведомления военнослужащими и федеральными государственными гражданскими служащими Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации (далее — государственные служащие) должностных лиц ГУСПа, уполномоченных назначать государственных служащих на соответствующие должности (далее — представитель нанимателя), о фактах обращения к ним в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, а также регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений.
- Государственный служащий обязан незамедлительно уведомить представителя нанимателя обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. 3. Уведомление представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений осуществляется письменно в произвольной форме или в соответствии с рекомендуемым образцом путем передачи его в подразделение кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
В случае нахождения государственного служащего в командировке, в отпуске, вне места прохождения службы по иным основаниям он обязан направить уведомление посредством почтового отправления, по каналам факсимильной связи, через официальный сайт ГУСПа в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» или иным доступным средством связи либо уведомить представителя нанимателя незамедлительно с момента прибытия к месту прохождения службы.
- Уведомление должно содержать следующий перечень сведений: фамилия, имя, отчество (при наличии), должность представителя нанимателя, которому направляется уведомление, фамилия, имя, отчество (при наличии) государственного служащего, заполняющего уведомление, его должность; телефон государственного служащего; обстоятельства склонения _к коррупционному правонарушению (например: телефонный разговор, личная встреча, почтовое отправление); дата, место, время склонения к коррупционному правонарушению; все известные сведения о физическом (юридическом) лице, склоняющем государственного служащего к совершению коррупционного правонарушения (например: фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, наименование юридического лица и другие известные сведения); способ склонения к коррупционному правонарушению (например: подкуп, угроза, обещание, обман, насилие); сущность предполагаемого коррупционного правонарушения (например: злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование бюджетных средств, превышение должностных полномочий, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дача взятки, служебный подлог); информация об отказе (согласии) государственного служащего принять предложение о совершении коррупционного правонарушения; дата заполнения уведомления; подпись государственного служащего, заполнившего уведомление.
- Уведомления подлежат обязательной регистрации в течение 1 рабочего дня в журнале регистрации уведомлений о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений, который должен быть прошит и пронумерован, а также заверен оттиском печати с изображением Государственного герба Российской Федерации. Ведение журнала возлагается н а уполномоченное представителем нанимателя лицо.
- Подразделение в течение 3 рабочих дней со дня поступления уведомления докладывает о поступившем уведомлении представителю нанимателя, который принимает решение об организации проверки содержащихся в уведомлении сведений.
- Проверка проводится должностными лицами подразделения. По решению представителя нанимателя к ее проведению могут привлекаться должностные лица иных подразделений. Проверка проводится в течение 30 дней с даты принятия решения представителя нанимателя об организации проверки. По решению 4 представителя нанимателя срок проверки может быть продлен не более чем на 30 дней.
- Результаты проведенной проверки оформляются в виде заключения и докладываются представителю нанимателя, принявшему решение о ее проведении.
- Представитель нанимателя, назначивший проверку, принимает меры, направленные на предупреждение коррупционного правонарушения, а при выявлении в ходе проверки признаков преступления действует в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- Государственный служащий, которому стало известно о факте обращения к иным государственным служащим в связи с исполнением служебных обязанностей каких-либо лиц в целях склонениях к совершению коррупционных правонарушений, вправе уведомлять об этом представителя нанимателя в соответствии с пунктами 2 — 4 настоящего Порядка.
О фактах коррупции можно сообщить:
Адрес МВД России: г. Москва, ул. Житная, 16.
Почтовый адрес МВД России: ул. Житная, 16, г. Москва, 119991.
Официальный интернет-сайт МВД России: www.мвд.рф
Адрес МВД по Республике Саха (Якутия): г. Якутск ул. Дзержинского, д.14. Почтовый адрес МВД по РС(Я): г. Якутск, ул. Дзержнского д. 14, 677000. официальный интернет-сайт МВД России: www.14.мвд.рф
Адрес Управления по вопросам миграции по МВД по Республике Саха (Якутия): г. Якутск, ул. Кулаковского, д. 26. Почтовый адрес: г. Якутск, ул. Кулаковского, д.26, 677980.
Адрес Отделения МВД России «Оленекское»: Оленекский эвенкийскпй национальный район, с. Оленек, ул. Октябрьская д. 22, 678480. Дежурная часть: 84116921162, 84116921202.
фото из открытых источников