ЛЮБОВЬ ХРИСТОФОРОВА: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРОМЫШЛЕННЫМИ КОМПАНИЯМИ САМЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ И СЛОЖНЫЕ

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) как общественная организация не имеет законодательной инициативы и поэтому при возможности, участвуя на различных площадках, стараемся доводить до власти проблемы, вопросы, которые необходимо решать.

На самом деле много вопросов, требующих рассмотрения и принятия решенийна федеральном уровне.

Наиболее актуальные можноназвать следующие, касающиеся повседневной жизни представителей коренных народов:

  1. Дополнить виды зон с особыми условиями использования в статье 105 Земельного кодекса территориями традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Так как невключение территорий традиционного природопользования ставит наши территории практически вне правового поля – нельзя даже сделать зонирование в них и зарегистрировать зоны ТТП, как ранее мы поставили на учет в федеральном реестре недвижимости наши ТТП.

 

  1. Пресловутый перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № 631-р от 8.05.2009, для внесения изменений в которое республика делает всё, что можно, но никаких изменений федеральный центр не вносит. А в этот перечень именно мест проживания, а не хозяйственной деятельности, полностью вошел список из Закона Республики Саха (Якутия) от 10.07.2003 З N 121-III «О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного традиционного проживания в Республике Саха (Якутия)», который позже, в 2019 году, переименовали и вместо слов «компактного проживания» внесли терминологию из федерального акта.

 

  1. Сейчас активно в обсуждении находятся проекты о внесении изменений в действующие законы, касающиеся традиционной хозяйственной деятельности коренных народов – федеральный закон о рыболовстве и республиканский закон об охоте. Мы «ломаем копья» в рабочих группах, министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства республики нас слышит, это радует, но есть моменты, на которые региональные возможности, к сожалению, не могут влиять. Я имею в виду закон о рыболовстве.

Вокруг этого закона много разных интересов, в главную очередь, от промышленного рыболовства. Конечно, наши объемы несопоставимы с объемами Дальневосточного приморья, Сахалина, Камчатки, но регулируемся мы одним общим законом и общими правилами, требующими заявок от представителя коренных малочисленных народов на свою планируемую в будущем году рыбалку, отчётов ежедневных от общин коренных народов по каждому хвосту и так далее…

Все эти вопросы обсуждались совместно с представителями Федерального агентства по делам национальностей, всероссийской ассоциации, вроде понимание есть, но как доходит до бумажного изложения в виде проекта документа, то появляются различные «подводные камни». Например, требования для общин коренных народов еще больше закрепляются в федеральном  законодательном поле, хотя мы все знаем, что это в большинстве своем семейная община ведущая традиционный образ жизни или такая как в Жиганском районе – община «Куту», объединившая в своих рядах практически всех рыбаков поселка Жиганск, более 300 человек и должна отчитываться за каждый вылов каждого члена своей общины… Всё это принижает, делает непривлекательным статус общины коренных народов Севера, можно сказать даже «профанация», хотя это звучит грубо.

Если говорить о взаимодействии с АКМНССиДВ РФ, то непосредственную связь осуществляет президент нашей Ассоциации, являющийся членом Координационного совета, вице-президентом всероссийской организации. Есть вопросы по представительству нашего региона в руководящем органе, есть предложение увеличить количество людей от Якутии.

Этот вопрос надо озвучить на предстоящем съезде.

***

Вопросы взаимодействия с промышленными компаниями самые актуальные и сложные. Очень показательным является село Иенгра Нерюнгринского района, которое буквально оккупировано мелкими золотарями, ведущими свою деятельность в нарушение всех существующих норм и требований, абсолютно не заботясь о последствиях своей деятельности. Лицензии выдаются уже почти на территории самого села – место проведения праздника Уктывун, сельское кладбище в ближайшем будущем будут изрыты и испоганены. Об этом я выступила на форуме в Москве в ноябре месяце «Государственно-частное партнерство в сфере устойчивого развития коренных народов».

Государство, выдавая лицензии, не ведет последующий контроль за деятельностью своего лицензиата, а тот, поработав-немного подзаработав, продает лицензию и всё – чист и никому ничего не должен. Хотя он должен отчитываться и по окончании своей деятельности проводить рекультивационные работы. Никто с него не спрашивает и это ему на руку.

Крупные компании, конечно, не сравнить с мелкими, которые не обладают большими ресурсами, возможностями и средствами. За эти годы установились стабильные партнерские отношения с крупными промышленными компаниями – АЛРОСА, Иркутская нефтяная компания, Таас-Юрях Нефтегаздобыча, НордГолд, Полюс Алдан и другими, которые помогают с участием в выставках, конгрессах, молодежных форумах, организации крупных мероприятий.

Надо отметить, что эти компании соблюдают законодательство и представляют свои проекты на этнологическую экспертизу, стараются не нарушать существующее законодательство.

***

Вопросы территорий традиционного природопользования остаются тоже весьма важными, попытки как-то принизить их роль и возможности. Но факт их существования в Якутии никак не оспорить, с ними считаются и промышленные компании, реализующие проекты в их границах и другие хозяйствующие субъекты. И очень здорово, что Оленекский эвенкийский национальный район начал проводить Форум ТТП под своей эгидой и ими начата работа по организации дирекции ТТП; по всем вопросам функционирования ТТП принимаются локальные муниципальные акты. Это является прецедентом и будет примером для всех муниципальных образований, в границах которых образованы территории традиционного природопользования.

Здесь одним из важных является то дополнение, которое выше было указано о признании ТТП зонами с особыми условиями использования, внесения этой категории в статью 105 Земельного кодекса РФ. Что необходимо для дальнейшего зонирования, постановки на учет этих особых зон, которые являются важными для функционирования ТТП.

Ну и, конечно, ответственность глав муниципальных образований за образованные решениями органов местного самоуправления территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера.

 

Любовь ХРИСТОФОРОВА,

первый вице-президент АКМНС РС(Я)

 

Илкэн

Читайте дальше