На заседании комитета Ил Тумэна заслушан доклад Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера

В парламенте республики 20 ноября состоялось заседание постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики под руководством Елены Голомаревой.

Заседание комитета началось с заслушивания доклада Уполномоченного по правам коренных  малочисленных народов Севера в РС (Я) Константина Роббека о соблюдении прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера и о деятельности Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) за 2022 год.

Константин Роббек в своем докладе подчеркнул, что государственная национальная политика является одним из важнейших приоритетных направлений деятельности органов государственной власти. В последнее время наметилась положительная тенденция, что абсолютное большинство проектов нормативно-правовых актов перед принятием обсуждаются с участием активистов общественного движения коренных малочисленных народов.

В качестве примера Уполномоченный привел ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации общин КМНС СС и ДВ РФ», который перед принятием проходил весьма длительное согласование не только с органами государственной власти субъектов РФ, но и с представителями общественных организаций КМНС СС и ДВ РФ. Поскольку изменения направлены на упорядочение вопросов создания и деятельности общин малочисленных народов и касаются жизнедеятельности общин, публичные обсуждения напрямую влияют на качество принимаемых законов.

Константин Роббек также отметил, вопрос неподъемных для представителей коренных малочисленных народов Севера ставках платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений неоднократно поднимался в ежегодных докладах Уполномоченного. Постановлением Правительства РФ за № 358 установлено, что для юридических лиц, являющихся общинами коренных малочисленных народов РФ, а также индивидуальных предпринимателей  ставка платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на сегодня составляет 0,1 рубля за 1 гектар охотничьего угодья.

Еще одну проблему удалось урегулировать: согласно Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10 марта 2022 г. №174  в Порядке выдачи и аннулирования охотничьего билета появился новый пункт 6.1, согласно которому, заявитель вправе дополнительно указать свою национальность об осуществлении охоты в качестве основы своего существования. В середине декабря 2022 года структурным, территориальными подразделениями Минэкологии начато проставление отметок в охотничьем билете с отметкой традиционной охоты представителям  КМНС для обеспечения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности. На сегодняшний день проставлено 180 отметок.

Одной из главных тем, которое получило широкий общественный резонанс, Константин Роббек назвал вопрос наложения охотничьих угодий  КМНС на особо охраняемые природные территории. В конце декабря 2022 года Якутской природоохранной прокуратурой поданы административные исковые заявления в отношении 7 охотничьих угодий, которые имеют наложение на зоны покоя земель ООПТ. Вопрос весьма сложный и в случае принятия судом решения в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, охотничьи хозяйства, в том числе коренных малочисленных народов Севера, останутся без большей части своих угодий. Некоторые из них фактически лишатся охотничьих угодий и соответственно средств существования. При создании ООПТ их зонирование было проведено без учета и анализа деятельности охотничьих хозяйств, которые в течение многих лет вели и ведут промысловую деятельность на этих землях. Минэкологии в настоящий момент проводит работу по устранению допущенных ошибок и наложения зон покоя ООПТ на охотничьи угодья.

За 2022 год Минарктики РС (Я) проведено 12 этнологических экспертиз в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования КМНС. Кроме того, на начало 2023 года в работе Минарктики находится 10 проектов на организацию проведения этнологической экспертизы. Общее количество проведенных этнологических экспертиз — 48. Общий размер оцененных убытков с 2022 год составляет — 50 486 596,00 рублей, невыплаченные убытки — 50 486 596,00 рублей.

Представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в первые дни проведения специальной военной операции выразили полную и безоговорочную поддержку Президенту РФ В.В. Путину.

Многие представители коренных малочисленных народов Севера на добровольной и контрактной основе участвуют в специальной военной операции, проявляя себя с наилучшей стороны. К сожалению, не обходится и без потерь среди представителей коренных малочисленных народов.

Между тем, в отрасли оленеводства в республике было занято 1221 человек (6088 чел. по РФ). Из них в возрасте до 45 лет — 689 чел. в Якутии (3434 чел. по РФ). Численность представителей коренных малочисленных народов Севера, занятых в рыболовстве и охотничьем промысле и того меньше. Это весьма скромный процент даже от общего числа коренных малочисленных народов СС и ДВ РФ.

Константин Роббек сообщил, что исходя из общей численности КМНС, занятых непосредственно в традиционных видах хозяйственной деятельности Уполномоченным были направлены предложения в адрес Главы РС (Я) об освобождении их от призыва на военную службу в рамках проведения частичной мобилизации. Данное предложение было вызвано пониманием того, что традиционные отрасли коренных малочисленных народов Севера являются в определенной степени этнообразующими, этносохраняющими отраслями и численность людей, занятых в них чрезвычайно мала.

В ходе подготовки обоснования данного предложения аппарат Уполномоченного столкнулся с тем, что к большому сожалению, органами государственной власти не ведется точный учет представителей коренных малочисленных народов Севера, занятых в традиционных видах хозяйственной деятельности.

Подобные предложения были направлены и Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в адрес федеральных органов власти. Тем не менее, представители северных народов, занятые в традиционных отраслях также были призваны в рамках проведения частичной мобилизации и участвуют в специальной военной операции.

«Проведённая частичная мобилизация выявила определённые проблемы, это хорошо всем известно, которые следует оперативно решать. Знаю, что необходимые меры принимаются, но всё-таки нужно обратить на это внимание и выстраивать эту систему по-современному. Прежде всего нужно модернизировать систему военных комиссариатов. Это касается цифровизации баз данных, взаимодействия с местными и региональными властями» — говорил Президент РФ В.В. Путин на заседании коллегии Министерства обороны РФ.

После объявления в РФ частичной мобилизации 21.09.2022 г. многие представители коренных малочисленных народов Севера обратились за разъяснением и помощью к Уполномоченному. По данному вопросу поступило 31 обращение. Вопросы у граждан были разные. В самом начале мобилизации был призван многодетный отец К. У него на иждивении трое малолетних детей и супруга по уходу за детьми. Младший родился спустя четыре дня после мобилизации. На ходатайство Уполномоченного Военный комиссариат ответил, что в связи с отсутствием подтверждающих документов на данный момент отсрочка не может быть предоставлена. До настоящего времени многодетный отец находится в зоне специальной военной операции из-за того, что был призван до принятия Генеральным штабом Вооруженных сил РФ решения об отсрочке для многодетных отцов троих детей. Хочется, чтобы такие дела отслеживались военным комиссариатом особенно тщетно. Нельзя допустить, чтобы многодетные отцы, единственные кормильцы в семье были мобилизованы», — подчеркнул Уполномоченный.

Обращения по вопросам традиционной охоты и рыболовства всегда остаются особо актуальными. Как показывает практика, такие вопросы всегда сложные и требуют долгого и кропотливого разбирательства. В ходе командировки Уполномоченного в Анабарский национальный улус жители района массово обратились с вопросом осуществления традиционного рыболовства коренных малочисленных народов Севера. Жители просили о закреплении рыболовных участков для традиционного рыболовства, поскольку это является в настоящий момент основным видом традиционной хозяйственной деятельности. На письмо Уполномоченного Минэкологии разъяснило, что в соответствии Приказом Минсельхоза России от 01.09.2020 №522 жители района могут осуществлять традиционное рыболовство и без предоставления рыболовного участка. Кроме того, проводится работа по формированию новых рыболовных участков, в том числе и участков для осуществления традиционного рыболовства и комиссия готова рассмотреть заявления граждан. Данный вопрос находится на контроле Уполномоченного.

Несмотря на все сложности, связанные с беспрецедентным санкционным давлением западных стран, соблюдение прав коренных малочисленных народов остается одним из приоритетов государственной национальной политики РФ. Однако, невзирая на достаточно серьезные совместные усилия, предпринимаемые и органами государственной власти и активистами общественного движения, в повседневной жизнедеятельности представители КМНС и их общины регулярно сталкиваются со сложными моментами в вопросах реализации прав и законных интересов. Ярким свидетельством этих ограничений является уголовное дело в отношении охотника-эвенка П. из Алданского района.

Как уже отмечалось ранее, корень решения этих и других подобных случаев «незаконной» традиционной охоты и рыболовства, как и ряда других вопросов реализации особых прав коренных малочисленных народов Севера кроется в утвержденном распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 г. №631 перечне мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, ограниченном границами сельских поселений. Резонансный случай, связанный с ликвидацией территории традиционного природопользования в Усть-Майском районе, напомнил о значимости решения насущных вопросов дальнейшего сохранения и функционирования таких территорий. В этой связи необходима подготовка законодательной инициативы со стороны органов государственной власти Республики Саха (Якутия) о внесении изменений в ст. 105 Земельного кодекса РФ.

В мае месяце поступило коллективное обращение жителей села Утая Верхнеколымского улуса. По данному вопросу Уполномоченным было направлено письмо в адрес Главы Республики Саха (Якутия) А.С. Николаева, с просьбой рассмотреть вопрос о социально-экономическом и культурном развитии Утаи и принятии неотложных мер по его стабилизации.

В дальнейшем, данный вопрос решался на уровне Правительства РС (Я). Отрадно, что Правительство взяло данный вопрос на контроль в широком смысле этого слова. В целях выработки согласованных предложений для развития малых сельских поселений было принято Распоряжение Правительства РС (Я) «О межведомственной рабочей группе по выработке предложений для обеспечения социальной инфраструктурой многофункционального характера малых сельских поселений на примере с. Утая Верхнеколымского района как территории компактного проживания коренных малочисленных народов Севера-эвенов».

В данном случае Уполномоченный еще раз напоминает, что за судьбой небольшой школы маленького населенного пункта с. Утая мы видим будущее мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера. Бесперебойная работа социальных и бюджетных предприятий — это основа жизнедеятельности всех наслегов республики.

Далее члены комитета Елена Голомарева, Виктор Губарев, Александр Сусоев, Сергей Сивцев, Гаврил Алексеев задали уточняющие вопросы по взаимодействию Уполномоченного с районами, об общественных обсуждениях актуальных вопросов, о деле ушедшего из жизни главы родовой общины «Тяня» А.П. Николаева, какой процент занимает  количество проведенных и находящихся в работе этнологических экспертиз и др.

Константин Роббек ответил, что в ходе служебной командировки в Олекминском районе Уполномоченный принял участие в общественных обсуждениях по объекту государственной экологической экспертизы федерального уровня: по горно­обогатительному комбинату «Гросс», где будут добывать до 26 млн. тонн руды в год.

В ходе общественных обсуждений участниками отмечена необходимость подготовки более детальной документации в части оценки воздействия на окружающую среду. Серьезную обеспокоенность населения вызывает недоработки в проектной документации, в первую очередь в вопросах воздействия на экологическую среду, учета отрицательного воздействия на традиционную хозяйственную деятельность эвенков Олекминского района. По словам Уполномоченного, глава родовой общины «Тяня» Виктория Николаева высказала свою обеспокоенность по поводу увеличения объемов вибрации и шума от увеличения нагрузки на автомобильную дорогу до рудника, что напрямую негативно влияет на развитие оленеводства и других традиционных видов хозяйствования. Представитель «Нордголд» Александр Бурмистров информировал, что компанией подготовлены материалы по оценке воздействия на этнологическую среду, которые в ближайшее время будут направлены на ознакомление всем заинтересованным сторонам. По поводу дела против  покойного Арсентия Николаева, вроде устно они прекратили дело, но официального заявления еще не поступало.

«Что касается количества проведенных экспертиз, то по информации Минпромгеологии РС (Я), в границах территорий традиционного природопользования  общее количество объектов распределенного фонда недр составляет на 01.01.2023 года – 1271. Общее количество лицензий на добычу полезных ископаемых на территориях традиционного природопользования и в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности — 261. Учитывая количество проведенных и находящихся в работе этнологических экспертиз общий охват составляет менее 20% от общего количества лицензий на добычу полезных ископаемых», — ответил Уполномоченный.

Как сообщил Уполномоченный, безусловно, существуют проблемные вопросы, которые препятствуют наиболее полной реализации положений законодательства об этнологической экспертизе. К примеру, утверждено первое отрицательное заключение Экспертной комиссии этнологической экспертизы на материалы по оценке воздействия на этнологическую среду  в составе проектной документации «Разработка месторождения россыпного золота руч. Волховский — левый приток р. Иенгра. Этому препятствует отсутствие на федеральном уровне четкого правового регулирования вопроса соблюдения недропользователями законодательства субъектов в части проведения этнологической экспертизы и правового режима территорий традиционного природопользования.

Поэтому необходимо включить в Закон РФ «О недрах» условие обязательного прохождения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, которая и определит размер компенсации.

После обсуждения члены постоянного комитета приняли решение принять к сведению заслушанный доклад и внести вопрос на рассмотрение (очередного) пленарного заседания парламента Якутии.

Вторым вопросом народные депутаты обсудили и приняли к сведению рекомендации заседания межведомственного рабочего совещания по выработке предложений по повышению продовольственной безопасности в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) от 08.11.2023 г.

Далее члены комитета рассмотрели и утвердили рекомендации круглого стола на тему «Территории традиционного природопользования: регулирование вопросов на уровне муниципальных образований».

Последним вопросом  народные депутаты обсудили и внесли свои предложения в план работы постоянного комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики на весеннюю сессию 2024 года.

Председатель профильного комитета Елена Голомарева  подытоживая итоги заседания, поблагодарила народных депутатов за содержательную работу и отметила, что работа с Госдумой и  Федеральным агентством по делам национальностей РФ по отстаиванию прав коренных народов будет продолжена.

 

Пресс-служба Ил Тумэна

Читайте дальше