На заседании постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии 15 ноября 2024 года народные депутаты в рамках повестки рассмотрели 8 вопросов.
Первым вопросом народные депутаты обсудили в первом чтении проект закона РС (Я) № 159-7 «О внесении изменений в статью 13.1 Закона Республики Саха (Якутия) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» по законодательной инициативе народных депутатов РС (Я) Е. Х. Голомаревой, В.Н. Лебедева, Н.И. Кульбертинова. Обсуждение данного законопроекта прошло при совместном участии двух комитетов — постоянного комитета Госсобрания по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики и комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии.
Председатель комитета Андрей Находкин пояснил, что согласно части 5 статьи 21 Регламента Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) для обсуждения наиболее важных вопросов в различных сферах общественных отношений, а также по вопросам совместного ведения комитеты могут проводить совместные заседания.
С информацией по законопроекту выступила председатель комитета Елена Голомарева, которая акцентировала внимание на основных моментах проекта закона.
Народный депутат отметила, что в местах проживания, также в границах территорий традиционного природопользования, образованных в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов СС И ДВ РФ», коренные малочисленные народы имеют право осуществлять охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 июля 2021 г. № 32-П одной из гарантий сохранения самобытности и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов СС И ДВ РФ является осуществление представителем одного из таких народов, охоты на условиях, установленных для коренных малочисленных народов, в местах проживания этого народа и в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, если это лицо не проживает там постоянно, но сохраняет объективно подтвержденную связь с указанными местами, с традиционным образом жизни и традиционной хозяйственной деятельностью соответствующего коренного малочисленного народа, в том числе осуществляет в указанных местах традиционную хозяйственную деятельность в дополнение к основной деятельности по месту постоянного проживания.
В связи с вышеизложенным, она отметила, что на данный момент охота в целях осуществления традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности должна осуществляться:
— в отношении охотничьих ресурсов, на которых устанавливается лимит добычи, в пределах территорий традиционного природопользования.
— в отношении охотничьих ресурсов, на которых не устанавливается лимит добычи, в пределах административно-территориальных границ наслегов, указанных в перечне мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года № 631-р.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 28.05.2019 № 21-П, право пользования объектами животного мира КМНС реализуется в пределах установленных лимитов использования объектов животного мира для удовлетворения личных нужд. Личное потребление — это доход, который используется для удовлетворения личных потребительских потребностей. Состоит оно из таких благ как; продовольственные и не продовольственные товары, материальные услуги. Проект закона регулирует установление квоты добычи охотничьих ресурсов только на лимитируемые виды охотничьих ресурсов.
Статья 19 ФЗ «Об охоте» введена именно для учета интересов, условий жизни КМНС, которые проживают в местах традиционного проживания и ведут традиционную хозяйственную деятельность: а именно отдаленность мест проживания, отсутствие транспортной схемы, проблемы с продуктами питания. Поэтому советы КМНС муниципальных районов, обладая наибольшей информированностью ситуацией на местах, смогут распределить квоты добычи охотничьих ресурсов исходя из потребностей и социального состояния представителей КМНС, ведущих традиционный образ жизни.
В связи с вышеизложенным проектом закона предлагается, охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений на добычу охотничьих ресурсов), при этом в охотничьих угодьях, закрепленных за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, должна осуществляться на основании путевки, выданного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Данная норма позволит избежать конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть между охотпользователем и представителем КМНС.
Народные депутаты Александр Сусоев, Сергей Сивцев и другие задали уточняющие вопросы о лимитируемых видах животного мира, о квотах и ограничениях при выдаче разрешения, зависит ли выдача разрешения на охоту от места проживания и распространяется ли это право лицам, не относящимся к коренным малочисленным народам.
Заместитель руководителя департамента экологической безопасности и правовой экспертизы Михаил Николаев, народный депутат Елена Голомарева пояснили, что проект закона регулирует установление квоты добычи охотничьих ресурсов только на лимитируемые виды охотничьих ресурсов. При этом в целях удовлетворения потребности в мясе и мясо-продуктах не установлены ограничения по добыче на не лимитируемые виды охотничьих ресурсов. Статья 19 ФЗ «Об охоте» введена именно для учета интересов, условий жизни КМНС, которые проживают в местах традиционного проживания и ведут традиционную хозяйственную деятельность: а именно отдаленность мест проживания, отсутствие транспортной схемы, проблемы с продуктами питания. Поэтому советы КМНС муниципальных районов, обладая наибольшей информированностью ситуацией на местах, смогут распределить квоты добычи охотничьих ресурсов исходя из потребностей и социального состояния представителей КМНС, ведущих традиционный образ жизни.
Михаил Николаев подчеркнул, что проектом закона также предлагается установить право лиц, которые не относятся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования. То есть сфера влияния данного закона расширяется для учета интересов, условий жизни всех коренных народов, которые проживают в местах традиционного проживания и ведут традиционную хозяйственную деятельность.
После обсуждения народные депутаты большинством голосов поддержали проект закона в первом чтении.
Вторым вопросом народные депутаты обсудили и утвердили в первом чтении проект закона РС (Я) № 63-7 «О внесении изменений в статью 13 Закона Республики Саха (Якутия) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» по законодательной инициативе Правительства РС (Я).
Председатель комитета Андрей Находкин отметил, что по данному законопроекту была организована площадка для обсуждения законопроекта, 29 марта проведен круглый стол с участием народных депутатов республики, представителей ведомств, надзорных органов, глав улусов, председателей районных советов депутатов, представителей родовых общин и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера.
Проектом закона предлагается охоту на ООПТ допустить в установленные сроки охоты и в местах охоты, перечень и границы которых будут определены природоохранным учреждением, в управлении которого находится ООПТ, также внести положения, регламентирующие выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов на ООПТ в соответствии с порядком оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденным органом государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В целях повышения контроля, исключения браконьерства, злоупотребления полученными квотами отдельными физическим лицами, учитывая особый режим охраны и пользования природными ресурсами на ООПТ, предлагается организацию охоты на квотируемые виды охотничьих ресурсов (медведи, волки, дикие копытные животные) на ООПТ возложить на природоохранные учреждения.
Третьим вопросом народные депутаты рассмотрели и утвердили в первом чтении проект закона Республики Саха (Якутия) № 158-7 «О внесении изменений в Экологический кодекс Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных Республики Саха (Якутия) А.М. Находкина, А.И. Корякина, А.П. Атласова, И.И. Григорьева, П.П. Петрова).
Законопроект разработан в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством. Предлагается внести изменение в статью 8 в части уточнения полномочий Правительства Республики Саха (Якутия) в области обращения с отходами производства и потребления.
Далее члены комитета рассмотрели и утвердили во втором чтении проекты законов Республики Саха (Якутия) № 113-7 «О внесении изменения в статью 3 Закона Республики Саха (Якутия) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия), о проекте закона Республики Саха (Якутия) № 141-7 «О внесении изменения в статью 11 Закона Республики Саха (Якутия) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» по законодательной инициативе народных депутатов Республики Саха (Якутия) А. М. Находкина, Н. И. Кульбертинова, В. М. Прокопьева, И. П. Луцкана, А. И. Корякина, И. И. Григорьева, о проекте закона Республики Саха (Якутия) № 142-7 «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об общественном экологическом контроле в Республике Саха (Якутия)», (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.М. Находкина, А.И. Корякина, В.М. Прокопьева, И.И. Григорьева).
Седьмым вопросом народные депутаты обсудили и утвердили проект постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) «О рекомендациях парламентских слушаний на тему «О состоянии минерально-сырьевой базы и недропользования на территории Республики Саха (Якутия)».
Андрей Находкин напомнил, что 29 ноября т. г. комитет провел парламентские слушания на тему «О состоянии минерально-сырьевой базы и недропользования на территории Республики Саха (Якутия)», по итогам которых были приняты рекомендации.
Вопросы состояния минерально-сырьевой базы, недропользования и развития геологоразведочных работ являются одними из актуальных и стратегически значимых в Республике Саха (Якутия). Между тем, остаются нерешенными ряд проблем в области: законодательства Российской Федерации о недрах в части необходимости более четкого законодательного регулирования отношений недропользования, финансирования мероприятия по проведению региональных геологических работ, социальной ответственности недропользователей, соблюдения норм природоохранного законодательства при разработке и освоению участков недр, совершенствования механизмов экономического и административного стимулирования рационального недропользования и охраны окружающей среды, совершенствования системы налогообложения, в том числе дифференциации налога на добычу полезных ископаемых.
Заключительным вопросом члены комитета обсудили и утвердили проект плана работы комитета на весеннюю сессию 2025 года.
Пресс-служба Ил Тумэна