В Госдуме поменяют термин для увеличения мер поддержки выпускников, работающих по профессии

Речь в законопроекте идет о понятии «молодых специалистов», которое до сих пор было сформулировано в законе таким образом, что поддержку им можно было оказать только в случае, если до выпуска из университета они еще не работали по специальности — пишет газета «Известия».

Законопроект разработан и внесен в Госдуму в июне. Авторы предлагали исправить проблемы, возникшие с поддержкой молодых специалистов из-за недостатков термина.

Четкие критерии статуса «молодой специалист» появились в конце 2020 года, когда приняли закон 489-ФЗ «О молодежной политике в РФ». Таковым признавали гражданина страны в возрасте до 35 лет, который завершил обучение по основным профессиональным образовательным программам или по программам профессионального обучения и впервые устраивается на работу в соответствии с полученной квалификацией.

Из-за этого, с одной стороны, не могли получать статус молодого специалиста студенты, которые обучение еще не закончили, но уже начали трудовую деятельность, и выпускники, которые устроились после вуза, но уже имели к этому времени опыт работы по специальности.

Ко мне приходили, в частности, ребята из организации «Работающая молодежь Юга России», которые не смогли воспользоваться мерами поддержки крупных корпораций, потому что уже имели опыт работы по специальности в бытность студентами, — пояснила член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Екатерина Стенякина (один из соавторов законопроекта).

Поэтому предлагается заменить обязательное требование о первом месте работы после завершения обучения общим требованием об осуществлении трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией.

Однако в процессе обсуждения идеи возникла и еще одна проблема: многие студенты классических университетов фактически не могут работать по специальности. Например, закончили мехмат, устроились на работу аналитиками в крупных инвестиционных компаниях, применяют полученные знания, но статус молодого специалиста получить не могут, рассказывает Екатерина Стенякина.

Для таких случаев мы предложили формулировку «молодой работник», когда молодой человек идет работать не по специальности, которая прописана в дипломе, — пояснила депутат. — Молодой человек не должен страдать от того, что его специальность в дипломе называется не так, как записана в трудовой книжке.

«Молодых работников», которые работают не по специальности, большинство, говорится в пояснительной записке. В подтверждение приводятся данные платформы hh.ru, которая, опросив более 2,5 тыс. российских респондентов, выяснила, что только 33% из них работают по специальности. Данные подтверждает вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев, который со ссылкой на данные Росстата назвал аналогичные цифры: более 40% молодых людей в возрасте до 29 лет работают не по специальности. Связано это с недостатком вакансий в нужной области, низкой зарплатой и отсутствием опыта работы.

Однако правительство, которое в конце октября подготовило отзыв на законопроект, не согласилось с необходимостью вводить еще одно понятие. Указывается, что термин «молодой работник» избыточен и дублирует уже существующий по смыслу. Предлагается просто скорректировать понятие, чтобы к этой категории относились все граждане до 35 лет. При этом указывается, что расширение круга лиц, которые вправе претендовать на различные меры поддержки, может значительно увеличить бюджетные расходы.

Как увеличится поддержка молодых

Екатерина Стенякина замечает: многие регионы уже ведут серьезную политику, направленную на привлечение молодых специалистов — в том числе из других субъектов.

Максим Фатеев указывает, что для молодых специалистов в России можно было бы разработать систему льгот и поощрений и в целом систему социальной поддержки, которая будет помогать им справляться с финансовыми трудностями и обеспечивать доступ к жилью и другим необходимым ресурсам.

Заместитель гендиректора Национального агентства развития квалификаций (НАРК) Алла Факторович самым эффективным инструментом поддержки молодых специалистов называет институт наставничества, а партнер группы социально-экономических исследований Агентства трансформации и развития экономики Виктория Павлюшина считает, что молодым специалистам прежде всего необходимо получать возможности профессиональной ориентации и дальнейшего профессионального роста, которые могут быть представлены как расширением программ стажировок, так и помощью при трудоустройстве согласно специальности.

Виктор Ляшок замечает, что основная проблема не в терминах, а во фрагментарности предоставляемых льгот, которые зачастую призваны лишь частично компенсировать низкий уровень оплаты труда.

Почему молодежь не работает по специальности

Говоря о том, почему малая доля молодежи работает по специальности, Алла Факторович из НАРК указывает, что «специальности как таковой выпускники и не получают».

Они выходят с дипломами бакалавров и магистров. Работодатели не получают нормальной информации о том, что умеют делать молодые специалисты, к какой работе их можно допустить, — сказала она. — Да и большая часть выпускников плохо представляют свое потенциальное место работы и тот функционал, который им предстоит выполнять.

Решение этой проблемы, говорит она, сформировано в национальной системе квалификаций, где профстандарты описывают профессиональную деятельность, а их содержание должно отражаться в образовательных программах.

Виктор Ляшок указывает на еще одну проблему: молодежь поступает в вузы сразу после школы, не зная, чем хочет заниматься в будущем, а образовательная система вынуждает с первого курса определить не только общую квалификацию, но и конкретную специальность. При этом, замечает эксперт, работа не по специальности не является большой проблемой.

Читайте дальше