Группа депутатов Государственной Думы и сенаторов внесли проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Проект разработан в целях установления возможности направления многодетными семьями и семьями, имеющими ребенка-инвалида, средств материнского (семейного) капитала на приобретение автомобиля.
В настоящее время средства материнского (семейного) капитала (далее — МСК) имеют строго целевой характер и могут быть направлены только по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин;
4) приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
5) получение нуждающимися семьями ежемесячной выплаты до достижения ребенком трех лет.
Программа МСК действует с 1 января 2007 года. Большая часть средств МСК направляется семьями на улучшение жилищных условий.
С 1 февраля 2023 года размер МСК на первого ребенка составил 586,9 тысячи рублей, а размер МСК на второго ребенка для тех семей, кто не получал сертификат на первенца, вырос до 775,6 тысяч рублей.
Приобретение автомобиля с использованием МСК не предусмотрено. В то же время автомобиль бывает жизненно необходим многодетной семье, а также семье, имеющей ребенка-инвалида, для того чтобы возить детей в поликлинику, больницу, детский сад, в различные кружки и секции. Особенно необходим автомобиль семьям, проживающим в сельской местности. Введение недружественными странами в отношении России санкций, а также уход из страны многих компаний привело к резкому росту цен на легковые автомобили, в том числе отечественного производства. В результате многим многодетным семьям и семьям с ребенком-инвалидом самостоятельно приобрести отечественный автомобиль стало практически невозможно. Родители, получившие сертификат, у которых жилищная проблема решена, долгие годы обращаются с просьбой принять решение о возможности направления средств МСК на приобретение автомобиля с обеспечением соответствующего государственного контроля над целевым использованием этих средств.